1 января 2023 г. начал работать Конституционный Суд РК, нормативные постановления и заключения которого вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики Казахстан, окончательными и не подлежащими обжалованию.
Конституционный Суд РК не является частью судебной системы, не относится к судам общей юрисдикции.
Компетенция Конституционного Суда РК.
Согласно ст. 72 Конституции РК Конституционный Суд по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:
1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;
2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики;
2-1) рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления;
3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;
4) дает официальное толкование норм Конституции;
5) дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции.
Конституционный Суд рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции.
Конституционный Суд по обращениям граждан рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты Республики Казахстан, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией.
Конституционный Суд по обращениям Генерального Прокурора Республики рассматривает вопросы, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи, а также нормативные правовые акты Республики Казахстан на их соответствие Конституции Республики.
Конституционный Суд по обращениям Уполномоченного по правам человека рассматривает на соответствие Конституции Республики нормативные правовые акты, затрагивающие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.
Состав и порядок формирования Конституционного Суда.
Конституционный Суд состоит из одиннадцати судей, включая Председателя и его заместителя. Председатель Конституционного Суда назначается на должность Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента Республики Казахстан. Заместитель Председателя Конституционного Суда назначается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Конституционного Суда из числа судей Конституционного Суда. Четверо судей Конституционного Суда назначаются на должность Президентом Республики Казахстан, по трое судей Конституционного Суда назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан по представлению председателей Палат Парламента Республики Казахстан.
Кто может стать судьей Конституционного суда?
В состав Конституционного Суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан не моложе сорока лет, имеющий высшее юридическое образование, высокую квалификацию в области права, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.
Как обратиться в Конституционный Суд?
Подавать обращения в Конституционный суд можно через интегрированную систему электронного документооборота, веб-портал электронного правительства и e-Otinish.
Обращения в Конституционный суд на бумажном носителе принимаются по адресу: г.Астана, ул. Мәнгілік Ел, 13 в пункте приема корреспонденции, тел.8-/7172/-57-63-98, 57-63-40.
Обращение граждан в Конституционный суд допустимо, если:
- нормативный правовой акт непосредственно затрагивает права и свободы гражданина, закрепленные Конституцией Республики Казахстан;
- оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт должен быть применен судом либо непосредственно затрагивать права и свободы в конкретном деле с участием гражданина;
- необходимо, чтобы по делу был вынесен судебный акт (решение), который вступил в законную силу;
- обращение должно быть подано в срок не позднее одного года после принятия судебного акта (решения).
Сроки рассмотрения обращений Конституционным Судом.
Конституционный Суд рассматривает обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня принятия обращения к конституционному производству. При этом итоговое решение по обращениям граждан выносится в течение трех месяцев со дня принятия обращения к конституционному производству. С учетом сложности обращения и необходимости более полного исследования всех обстоятельств указанные сроки могут быть продлены Конституционным Судом на разумный срок, о чем уведомляются заинтересованные лица.
Принятие решений Конституционным Судом.
Конституционный Суд принимает решения коллегиально, большинством голосов судей, участвующих в заседании, путем открытого голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 25 настоящего Конституционного закона. В случае, если при принятии решения произошло разделение голосов судей Конституционного Суда поровну, голос Председателя Конституционного Суда, который во всех случаях подает свой голос последним, является решающим. При замещении Председателя Конституционного Суда по его уполномочию соответствующим судьей Конституционного Суда это правило не применяется. В этом случае проводится повторное голосование с участием Председателя или судьи Конституционного Суда, не участвовавшего в первом голосовании. Никто из его судей, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. Принятые Конституционным Судом решения до их подписания Председателем предварительно скрепляются подписями судей Конституционного Суда, принимавших участие в голосовании.
Пересмотр решения Конституционного Суда.
Решение Конституционного Суда может быть пересмотрено им по инициативе Президента Республики Казахстан или по собственной инициативе в случаях, если:
1) изменилась норма Конституции Республики Казахстан, на основании которой было принято решение;
2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства.
О пересмотре решения Конституционный Суд выносит постановление, которым отменяет это решение.
Таким образом, в нашей стране заработал орган конституционного контроля, в который граждане могут напрямую обратиться при соблюдении установленных условий, что является расширением возможностей для защиты своих конституционных прав и свобод. Каждый гражданин страны сможет самостоятельно отстаивать свои конституционные права и свободы. Сделан важный шаг для построения сбалансированной системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях трех ветвей власти.
|