Для того, чтобы авторское право могло нормально осуществляться, необходимо устранять любые препятствия, возникающие в процессе его осуществления, то есть, необходима защита авторского права.
Защита авторских прав осуществляется судом путем:
- признания прав;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
- пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его
нарушения;
- возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
- взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения
авторских и смежных прав;
- выплаты компенсации в сумме от двадцати до пятидесяти тысяч
минимальных размеров заработной платы, а при нарушении прав
авторов программы для ЭВМ или базы данных - в размере от пятисот до
пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы,
устанавливаемой законодательством Республики Казахстан (размер
компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или
взыскания дохода);
- принятия иных предусмотренных законодательными актами мер,
связанных с защитой их прав [п.1 ст.49 Закона РК «Об авторском праве и
смежных правах»].
Самыми распространенными и вместе с тем самыми опасными видами нарушений авторского права являются плагиат и контрафакция. Такое разграничение двух видов правонарушений для авторского права традиционно.
Под контрафакцией понимается незаконное пользование чужим произведением с сохранением имени автора, под плагиатом - незаконное приписывание себе авторства чужого произведения, в том числе и соединенное с самовольным воспроизведением и распространением такого произведения.
Эти нарушения посягают на личные неимущественные и имущественные права автора, но по существу имеют много общего: и в том и в другом случае речь идет о присвоении. Плагиат - это присвоение авторства, а контрафакция, т.е. воспроизведение, осуществляемое без согласия автора, - это присвоение имущественных благ, заключенных в созданном автором произведении.
Но опасны и другие нарушения авторского права в целом и отдельных составляющих его правомочий: искажение произведения при использовании, снабжение его без согласия автора разными комментариями и т. п.; использование произведения вообще без обозначения имени автора, разумеется, за исключением тех случаев, когда произведение по воле автора используется анонимно .
Закон РК " Об авторском праве и смежных правах" не дает понятия «контрафакции», но используют понятие «контрафактные экземпляры», из чего следует, что изготовление этих экземпляров (и только оно) и является контрафакцией.
Контрафактный экземпляр объекта авторского права или смежных прав - экземпляр произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного и кабельного вещания, изготовление, распространение или иное использование которого влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав в силу положений настоящего Закона, либо норм международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан/ст.2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»].
Контрафактными также признаются объекты авторского права и смежных прав, с которых без разрешения правообладателя удалена или на которых изменена информация об управлении правами или которые изготовлены с помощью незаконно используемых устройств, позволяющих обходить технические способы защиты объектов».
Наряду с плагиатом и контрафакцией существуют и другие нарушения авторского права, способы защиты от которых установлены ст. 49 Закона об авторском праве.
Первым из способов (мер) защиты закон называет признание права, заключающееся в установлении судом (или иным компетентным органом) факта принадлежности определенного субъективного права конкретному лицу. К данной мере прибегают в случаях, когда право оспаривается другим лицом, присваивается .
Часто признание права является предпосылкой для применения других способов защиты, а также для устранения возможности нарушения права в будущем. Признание авторства может потребоваться лицу, под именем которого опубликовано произведение, для предъявления требований об опровержении, о принесении извинений и т.п.
Поскольку плагиат связан с использованием произведения (воспроизведением, распространением и т.п.), то наряду с признанием авторства обычно предъявляется требование о возмещении убытков, вызванных незаконным использованием.
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, заключается в восстановлении того состояния, в котором субъект права находился до момента его нарушения. Этот способ сформулирован чрезвычайно широко, так как по существу восстановительная (компенсационная) функция свойственна всем способам защиты права.
Независимо от возмещения убытков, автор вправе требовать совершения таких действий, которые необходимы для удовлетворения нарушенных законных интересов автора.
Наиболее распространенным и действенным способом защиты авторских прав является судебный порядок защиты авторских прав.
Закон об авторском праве вообще предусматривает только судебную защиту авторских прав, устанавливая в ст. 49, что «защита авторских и смежных прав осуществляется судом».
Для защиты авторских прав не исключена и внесудебная (административная) форма защиты, реализуемая путем обращения к компетентному государственному органу. Административный порядок защиты возможен, например, в случаях издания не соответствующего законодательству акта государственного органа, нарушающего субъективные авторские права. Но, тем не менее, судебная форма защиты остается главенствующей.
Судебная защита нарушенных авторских прав возможна при наступлении определенных условий:
- наличие прав на иск в материальном смысле;
- нарушение этого права;
- осуществление гражданских прав в соответствии с их назначением; -
- соблюдение сроков исковой давности и т.д.
Наиболее актуальной и часто встречающейся на практике является мера защиты в виде выплаты компенсации.
Причем, необходимо иметь в виду, что при назначении компенсации вместо возмещения убытков истец не обязан доказывать размер причиненных ему убытков. Выбор одной из мер защиты осуществляется истцом, при этом может быть выбрана только одна из предусмотренных мер защиты.
При решении вопросов ответственности за нарушение авторских прав, то есть вопросов, которые чаще всего оказываются в центре внимания судебной практики, следует четко разграничивать договорную и внедоговорную ответственность.
В частности, нормы ст. 49 должны применяться только при внедоговорном нарушении авторских прав. При нарушении же договора следует применять нормы ст. 32, а также общие нормы гражданского законодательства об ответственности за неисполнение обязательств.
|